Фрагмент для ознакомления
2
Пояснительная записка
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. В старшем дошкольном возрасте ребенок отражает, познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт
и учится строить отношения.
Развитие личности дошкольника предполагает: осознание ребенком самого себя; развитие
личностных механизмов поведения; формирование первичных этических инстанций и на
их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков и действий.
Именно в дошкольном детстве преимущественно закладываются основы будущей личности. Поэтому важно создавать положительные мотивационные установки для нахождения
конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций, что помогает сформировать мотивы позитивного поведения. Этому способствует: осознание ребенком-дошкольником цели и мотивов своих собственных действий и действий сверстника; понимание
причин сложившейся ситуации; осмысление условий, в которых будут протекать действия; определение на основе опыта возможных способов разрешения конфликтных ситуаций и их вероятных исходов.
Необходимость разработки данной коррекционно-развивающей программы определяется
следующими противоречиями:
• между социальным заказом общества формировать развитую, психологически здоровую личность и отсутствием разработанной положительной мотивационной установки,
влияющей на поведение дошкольника, наличия конкретной технологии для данного процесса;
• между необходимостью формирования мотивов бесконфликтного позитивного поведения и недостаточной освещенностью практических аспектов данной проблемы.
Приведенные выше противоречия позволили определить проблему исследования: можно
ли формировать мотивы бесконфликтного позитивного поведения у старших дошкольников благодаря внедрению установки на конструктивное решение конфликтных ситуаций.
Разрабатывая проект коррекционно-развивающей программы мы опирались на следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
1) принцип единства диагностики и коррекции;
2) принцип системности коррекционных и развивающих задач;
3) принцип приоритетности коррекции каузального вида;
4) принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
5) деятельностный принцип коррекции;
6) принцип комплексности методов коррекционного воздействия;
7) принцип учета эмоциональной сложности материала.
Структура конфликта у детей описывается по-разному, но некоторые элементы принимаются всеми. Это – проблема (противоречие), конфликтная ситуация, участники конфликта
и их позиция, объект, инцидент (повод для выяснения отношений, пусковой механизм),
конфликт (начало активного процесса, развитие, разрешение).
2
А.Я. Анцупов в структуру конфликта включает следующие элементы: участники конфликта – лица, чья степень участия в конфликте различна; образы конфликта – основные
и второстепенные участники конфликта; предмет конфликта – существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта; объект конфликта – причина, повод к
конфликту; микро - (макросреда) – условия, в которых действуют участники конфликта.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования
помог рассмотреть понятие конфликта, причины его возникновения, его виды и типы, и
его структуру. Из выше изложенного можно сделать вывод, что конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающая по причине
несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия.
Этапы и сроки реализации программы
Первый этап (сентябрь):
• подбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по результатам, проведенного диагностического обследования, с использованием методик: “Несуществующее
животное”, “Незаконченные рассказы-ситуации” Г.А. Урунтаевой, модифицированный
тест С. Розенцвейга, направленных на выявление конфликтности, анализ взаимоотношений детей в группе (приложение 1);
• организация условий осуществления коррекционно-развивающей программы;
• консультирование родителей;
• информирование педагогов и администрации образовательного учреждения о
плане проведения коррекционно-развивающих мероприятий;
• обсуждение коррекционной программы с педагогами, администрацией.
Второй этап (октябрь-апрель):
• реализация коррекционно-развивающей программы;
• проведение коррекционно-развивающих занятий с экспериментальной группой, согласно разработанной программе;
• контроль динамики хода коррекционно-развивающей работы, предоставление родителям «обратной связи» о ходе апробации программы;
• проведение родительских групп – сообщение промежуточных результатов коррекционно-развивающей работы.
• внесение необходимых корректив в программу работ (за исключением целей и задач программы).
Содержание программы
Блок I “Детская дружба — трудное чувство”
Реализуется двенадцатью занятиями: “Детская дружба”; “Наши эмоции”; “Мы умеем общаться без слов”; “Наши жесты “говорят” о многом”; “Что чувствуют, когда ссорятся?”;
“Кошка и собака — друзья”; “Настоящий друг — кто он?”; “Правила дружбы”; “Дружба
начинается с улыбки”; “Мы дружная команда”; “Дружба — это помощь”; “Добрые
эльфы”.
Данные занятия способствуют снижению уровня конфликтности за счет развития дружеских чувств между дошкольниками. Нивелирование конфликтности осуществляется благодаря использованию механизмов эмоционального заражения, проекции, сличения, инсайта.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азбука настроений: популярное пособие для детей и родителей / Сост.С.Е. Гаврина
и др. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 16 с.
3
2. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения
у детей дошкольного возраста. Книга практического психолога. – М.: Скрипторий, 2000. –
80 с.
3. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры для детей 6-10 лет: учебное пособие. – М.: Академия, 2004. – 96 с.
4. Аржакаева Т., Вачков И. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие
уроки //Школ. психолог, 2000. – №3. – С. 7. – №6. – С. 5.
5. Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993. – 128 с.
6. Балашова Е.В., Фомина А.А. Библиотерапия детства. – Барнаул, 2002.
7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. –
СПб.: Речь, 2006. – 126 с.
8. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.
9. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку.
– М.: Ось-89, 2001. – 176 с.
10. Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия: Практическое руководство. –
Новосибирск: Прогресс, 1995. – 245 с.
11. Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Практикум по креативной терапии. – СПб.:
Речь, 2002. – 400 с.
12. Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилова Д. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2003. – 308 с.
13. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников: учеб. пособие / М.Э.
Вайнер. – М.: Пед. общество России, 2004. – 95 с.
14. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. – М., 2005.
15. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: структура, методы
обучения, коррекции и развития. – М., 2004. – 304 с.
16. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. – СПб.: Речь, 2004. – 160
с.
17. Калинина Р.Р., Варки Н.А. Программа творческо-эстетического развития дошкольника. – СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
18. Капранова С.В. Путешествие с волшебной кисточкой: программа развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. – Ростов н/Д, 1997. – 66с.
19. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь, 2007. – 96 с.
20. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. – М., 1997.
– 192 с.
21. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль, 2006. – 144 с.
22. Карпекина Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста. Конспекты
занятий //Школ. психолог, 2002. – №5. – С. 8-9.
23. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 240 с.
24. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста /Под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003 – 240 с.
25. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб.: Питер, 2002. – 368 с.
26. Коротаева Е..В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. – М.: КСП,
Ин-т психологии РАН, 1997. – 222 с.
27. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М., 1999. – 160 с.
28. Кроник А., Кроник Е. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и
психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 302 с.
29. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.
Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2005. – 208 с.
4
30. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Анималотерапия для детей. – Ярославль: Академия развития. 2000. – 176 с.
31. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Предисл. А.Я.
Варга. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 368 с.
32. Лютова Е.К. Тренинг общения с ребенком. – СПб.: Речь, 2008. – 186 с.
33. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с
гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – М.: Генезис, 2000. –
192 с.
34. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Разноцветные белые вороны. – М., 1996. – 268 с.
35. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение,
1991.
36. Новикова Н. Коррекционно-развивающая программа по развитию рефлексивного
сознания младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома //Школ. психолог, 2000. – №15. – С. 9-16.
37. Оценка межличностных отношений методом масок: метод. рекомендации. –
Минск, 1987.
38. Панфилова М. Марсиане. Игровой комплекс для агрессивных детей и подростков
//Школ. психолог, 2001. – №18. – С. 16.
39. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликтов. – СПб.: Речь, 2001.
40. Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 2. – М.:
ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
41. Попова А. Психологическая азбука второй класс //Школ. психолог, 2000. – №15. –
С. 7.
42. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, 2006. – 256 с.
43. Рай Лесли Развитие навыков эффективного общения. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
44. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. –
СПб.: Кристалл, 2000. - 176 с.
45. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 208 с.
46. Скотт Д.Г. Сила ума. Способы разрешения конфликтов. – СПб.: ВИС, 1994. – 430 с.
47. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: кн. для пап, мам, дедушек и бабушек. – М.: Изд-во
АСТ, 2000. – 448 с.
48. Холмогорова В. Школа добрых волшебников //Школ. психолог, 2001. – №10. –С. 7-
11.
49. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. – М.:
Эксмо-Пресс, 2001. – 224 с.
50. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 126 с.
51. Якупова М., Надеждина Е. Настроение “в варежках” //Обруч, 2002. – №3. – С. 23-
26,